Советы родителямШКОЛА МИРА МИРОВ
МАОУ "СОШ № 13 им. М.К. Янгеля"http://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped2024-05-11T10:09:37ZJoomla! 1.5 - Open Source Content ManagementРазвитие фонематического слуха2013-09-23T05:10:56Z2013-09-23T05:10:56Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/348-razvitie-fonematicheskogo-sluxaадминmy@mail.ru<div><div>Игра смешарики2013-09-11T05:17:30Z2013-09-11T05:17:30Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/347-igra-smesharikiадминmy@mail.ru<div><div>Рекомендации родителям2013-09-11T05:13:23Z2013-09-11T05:13:23Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/346-rekomendaczii-roditelyamадминmy@mail.ru<div><div>Самомассаж кистей и пальцев рук2013-09-11T05:07:07Z2013-09-11T05:07:07Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/345-samomassazh-kistej-i-palczev-rukадминmy@mail.ru<div style="text-align: center;"><div style="text-align: center;">Артикуляционная гимнастика2013-09-11T04:53:08Z2013-09-11T04:53:08Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/344-artikulyaczionnaya-gimnastikaадминmy@mail.ru<div><div>Формирование письменной речи2012-01-13T04:26:23Z2012-01-13T04:26:23Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/173-formirovanie-pismennoj-rechiНоскова Н.Ю.misy@bk.ru<p> </p><div align="center"><strong>Письменная речь</strong></div><div><strong> </strong>В процессе письма участвуют различные анализаторы:</div><div style="margin-left:18.0pt;">1. речеслуховой;</div><div style="margin-left:18.0pt;">2. речедвигательный;</div><div style="margin-left:18.0pt;">3. зрительный;</div><div style="margin-left:18.0pt;">4. двигательный.</div><div style="margin-left:18.0pt;"> </div><div style="margin-left:18.0pt;">1. Речеслуховой анализатор: <div><div>• Умение различать фонемы (звуки) родного языка</div><div>• Для будущего первоклассника – это умение выделить первый звук в слове, последний звук, выделять последовательно все звуки в слове из 3-5 звуков</div><div>• Умение найти общий звук в нескольких словах</div><div>• Соединить изолированно произнесённые звуки в слово (3-5 звуков в слове)</div><div>• Не заменять одни звуки другими</div><div>• Умение различать парные звонкие и глухие согласные на слух и т. д.</div><div> </div><div>2. Речедвигательный анализатор:</div><div><div><div>• Умение чётко определять в каком положении находятся органы речи в момент произнесения данного звука</div><div>• Умение чётко произносить все звуки родной речи</div><div> </div><div>3. Зрительный</div><div><div><div>• Правильно опознать букву, которую предлагает учитель</div><div>• Запомнить пространственное расположение всех элементов данной буквы (печатной и письменной)</div><div> </div><div>4. Двигательный:</div><div><div><div>• Умение правильно воспроизвести изучаемую букву на письме, правильно расположив ёё на тетрадном листе</div><div>• Умение писать буквы в умеренном темпе</div><div> </div></div></div></div></div></div></div></div></div><p> </p><div align="center"><strong>Письменная речь</strong></div><div><strong> </strong>В процессе письма участвуют различные анализаторы:</div><div style="margin-left:18.0pt;">1. речеслуховой;</div><div style="margin-left:18.0pt;">2. речедвигательный;</div><div style="margin-left:18.0pt;">3. зрительный;</div><div style="margin-left:18.0pt;">4. двигательный.</div><div style="margin-left:18.0pt;"> </div><div style="margin-left:18.0pt;">1. Речеслуховой анализатор: <div><div>• Умение различать фонемы (звуки) родного языка</div><div>• Для будущего первоклассника – это умение выделить первый звук в слове, последний звук, выделять последовательно все звуки в слове из 3-5 звуков</div><div>• Умение найти общий звук в нескольких словах</div><div>• Соединить изолированно произнесённые звуки в слово (3-5 звуков в слове)</div><div>• Не заменять одни звуки другими</div><div>• Умение различать парные звонкие и глухие согласные на слух и т. д.</div><div> </div><div>2. Речедвигательный анализатор:</div><div><div><div>• Умение чётко определять в каком положении находятся органы речи в момент произнесения данного звука</div><div>• Умение чётко произносить все звуки родной речи</div><div> </div><div>3. Зрительный</div><div><div><div>• Правильно опознать букву, которую предлагает учитель</div><div>• Запомнить пространственное расположение всех элементов данной буквы (печатной и письменной)</div><div> </div><div>4. Двигательный:</div><div><div><div>• Умение правильно воспроизвести изучаемую букву на письме, правильно расположив ёё на тетрадном листе</div><div>• Умение писать буквы в умеренном темпе</div><div> </div></div></div></div></div></div></div></div></div>РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2012-01-13T03:35:49Z2012-01-13T03:35:49Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/170-razvitie-rechi-detej-starshego-doshkolnogo-vozrastaНоскова Н.Ю.misy@bk.ru<div><strong>РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.</strong></div><div><div align="center"><strong><u>ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.</u></strong></div><div style="text-align: justify;">Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для раз­вития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть на­блюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попа­дающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся. Ребенок в пять лет должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления долж­ны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким обра­зом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о приро­де, обществе, взаимоотношениях людей.</div><div> </div><div style="text-align: center"><em>ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ. </em></div><div style="text-align: center"><em>РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. </em></div><div style="text-align: center"><em>ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.</em></div><div style="text-align: justify;">К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъяв­ляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных сло­весных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа <em>«Называй по очереди»,</em>а темами будут являть­ся данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по време­нам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все ве­сенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне.</div></div><div style="text-align: justify;">С полным текстом Вы можете ознакомиться во вложении</div><div><span class="hide">{attachments}</span></div><div><strong>РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.</strong></div><div><div align="center"><strong><u>ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.</u></strong></div><div style="text-align: justify;">Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для раз­вития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть на­блюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попа­дающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся. Ребенок в пять лет должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления долж­ны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким обра­зом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о приро­де, обществе, взаимоотношениях людей.</div><div> </div><div style="text-align: center"><em>ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ. </em></div><div style="text-align: center"><em>РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. </em></div><div style="text-align: center"><em>ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.</em></div><div style="text-align: justify;">К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъяв­ляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных сло­весных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа <em>«Называй по очереди»,</em>а темами будут являть­ся данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по време­нам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все ве­сенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне.</div></div><div style="text-align: justify;">С полным текстом Вы можете ознакомиться во вложении</div><div><span class="hide">{attachments}</span></div>ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА2012-01-13T03:28:01Z2012-01-13T03:28:01Zhttp://www.miramirov.ru/obrazovatelnye-otnosheniya-uchastniki/roditeli/sovety-roditelyam/44-logoped/169-primernye-orientiry-normalnogo-razvitiya-rebenkaНоскова Н.Ю.misy@bk.ru<div style="text-align: center;"><strong>Примерные ориентиры нормального развития ребенка. </strong></div><div style="text-align: justify;">Первыми какими-либо отклонениями в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позво­ляющие заподозрить нарушение темпа психического развития ре­бенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет от­ветственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознаком­ление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показате­лями (Гарбузов В. И., 1990):</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 1 году ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно зани­мается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (±2 мес.).</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 2 годам словарный запас — 300—400 слов, основные вопро­сы ребенка: что это? кто это? Осваивает существительные, место­имения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельст­вует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, за­жав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.</div><div style="margin-left: 0.9pt; text-align: justify;">К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. По­являются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.</div><div style="margin-left: 0.9pt; text-align: justify;">К 3 годам появляется вопрос вопросов — почему? Ребенок пе­ресказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящи­ми вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложнопод­чиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает ле­вую и правую стороны. По одной характерной детали может уз­нать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.</div><div style="margin-left: 1.45pt; text-align: justify;">К 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с пред­метами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоцио­нален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">К 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подроб­ный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрос­лым предложение, способен к обобщению и подведению под по­нятие. Основной вопрос: почему? (У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда?) Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40—50 мин.</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">К 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достиже­ние. Задает вопрос: зачем?</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">К 5 годам ребенок умеет назвать свою фамилию, имя, отчест­во, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться</div><div style="text-align: justify;">конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать че­ловека со всеми основными частями тела.</div><div style="margin-left: 0.2pt; text-align: justify;">С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принци­пе готов к обучению.</div><div style="margin-left: 0.2pt; text-align: justify;">К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребен­ку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруд­нений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифме­тические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ори­ентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею меж­ду головой и туловищем, одежду, обувь.</div><div style="margin-left: 0.55pt; text-align: justify;">Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психо­моторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректи­ровать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить воз­никновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые дан­ным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа пси­хического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а ле­чебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует спе­циальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">Резюме</div><div style="margin-left: 1.8pt; text-align: justify;">Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его после­дующая жизнь будет ущербной.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического раз­вития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными нача­лами человеческой культуры.</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно нахо­дятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребен­ка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможнос­тей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.</div><div style="margin-left: 2.15pt; text-align: justify;">Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требу­ет бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы раз­вивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индиви­дуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможнос­ти, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и лич­ности.</div><div style="margin-left: 2.15pt; text-align: justify;"> </div><div style="text-align: justify;">(Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение , 2003г.)</div><p style="margin-left:2.15pt;"> </p><div style="text-align: center;"><strong>Примерные ориентиры нормального развития ребенка. </strong></div><div style="text-align: justify;">Первыми какими-либо отклонениями в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позво­ляющие заподозрить нарушение темпа психического развития ре­бенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет от­ветственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознаком­ление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показате­лями (Гарбузов В. И., 1990):</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 1 году ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно зани­мается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (±2 мес.).</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?</div><div style="margin-left: 0.7pt; text-align: justify;">К 2 годам словарный запас — 300—400 слов, основные вопро­сы ребенка: что это? кто это? Осваивает существительные, место­имения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельст­вует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, за­жав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.</div><div style="margin-left: 0.9pt; text-align: justify;">К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. По­являются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.</div><div style="margin-left: 0.9pt; text-align: justify;">К 3 годам появляется вопрос вопросов — почему? Ребенок пе­ресказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящи­ми вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложнопод­чиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает ле­вую и правую стороны. По одной характерной детали может уз­нать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.</div><div style="margin-left: 1.45pt; text-align: justify;">К 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с пред­метами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоцио­нален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">К 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подроб­ный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрос­лым предложение, способен к обобщению и подведению под по­нятие. Основной вопрос: почему? (У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда?) Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40—50 мин.</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">К 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достиже­ние. Задает вопрос: зачем?</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">К 5 годам ребенок умеет назвать свою фамилию, имя, отчест­во, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться</div><div style="text-align: justify;">конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать че­ловека со всеми основными частями тела.</div><div style="margin-left: 0.2pt; text-align: justify;">С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принци­пе готов к обучению.</div><div style="margin-left: 0.2pt; text-align: justify;">К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребен­ку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруд­нений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифме­тические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ори­ентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею меж­ду головой и туловищем, одежду, обувь.</div><div style="margin-left: 0.55pt; text-align: justify;">Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психо­моторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректи­ровать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить воз­никновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые дан­ным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа пси­хического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а ле­чебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует спе­циальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">Резюме</div><div style="margin-left: 1.8pt; text-align: justify;">Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его после­дующая жизнь будет ущербной.</div><div style="margin-left: 1.25pt; text-align: justify;">Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического раз­вития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными нача­лами человеческой культуры.</div><div style="margin-left: 2pt; text-align: justify;">Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно нахо­дятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребен­ка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможнос­тей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.</div><div style="margin-left: 2.15pt; text-align: justify;">Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требу­ет бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы раз­вивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индиви­дуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможнос­ти, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и лич­ности.</div><div style="margin-left: 2.15pt; text-align: justify;"> </div><div style="text-align: justify;">(Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение , 2003г.)</div><p style="margin-left:2.15pt;"> </p>